Глубинные датчики для Кощея-5И/5ИМ

 

Одним из самых востребованных применений для импульсных металлоискателей является глубинный поиск крупных металлических объектов (пушечное ядро, каска, самовар, люк колодца и т.д.) на глубинах от полуметра до нескольких метров. Как правило,  специализированные глубинные фирменные приборы стоят весьма недешево. Вместе с тем, имея под рукой универсальный импульсный металлоискатель, совсем не сложно самостоятельно изготовить к нему глубинный датчик. В отличие от более простых моделей, импульсные металлоискатели Кощей-5И и Кощей-5ИМ гораздо менее требовательны к точности изготовления датчиков, глубинных в том числе. Поэтому для самостоятельного изготовления потребуются минимальные навыки в слесарном деле и электротехнике, а также набор простых материалов из ближайшего строительного магазина.

Ниже предлагается один из вариантов самостоятельного изготовления конструкции глубинного датчика.

 

Глубинный датчик 1,2 х 1,2м

 

Проанализировав опыт  использования предыдущего глубинного прибора Кощей-4ИГ, нами был сделан вывод, что оптимальным глубинным датчиком является датчик размером примерно 1,2х1,2м. Такой датчик, с одной стороны, уже достаточно большой для достижения больших глубин. С другой стороны – такой датчик еще достаточно мал, его конструктивно можно крепить на штанге, и при поисках его может обслуживать один человек.

В качестве несущих конструкций датчика используются детали от пластикового водопровода. Для этого лучше всего подойдет разновидность труб “под склейку” (см. рис.1)

 

 

Рис. 1.

Отличительная особенность таких труб по сравнению с пластиковыми трубами “под сварку” – это существенно большая жесткость и меньшая масса. Для изготовления датчика нам потребуется четыре куска полдюймовой трубы длиной по 81см. Также нам потребуются тройник и заглушка (см. рис.2).

 

 

Рис. 2.

 

Приступим к изготовлению крестовины. Вначале сверлим в тройнике и заглушке отверстия и соединяем их винтом и гайкой М5 (см. рис.3).

 

 

Рис. 3.

 

Далее нам потребуется изготовить кронштейн для крепления штанги. Чертеж одного из возможных вариантов изображен на рис.4. Материал – текстолит.

 

 

Рис. 4.

 

 

Теперь соединяем кронштейн с пластиковой крестовиной с помощью винта и гайки М5 (см. рис.5) Для этого нам предварительно придется просверлить в обеих деталях соответствующие отверстия. При соединении деталей нужно отследить, чтобы “углы” кронштейна располагались строго над отверстиями для труб в крестовине, как это показано на рис.5.

 

 

Рис. 5.

 

Далее нам необходимо усилить полученную деталь путем ее заливки эпоксидной смолой. Для этого защищаем отверстия для труб с помощью пластилина и помещаем деталь в подходящую пластиковую посудину (из-под сметаны, йогурта и т.д., см. рис.6).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.

 

Далее заливаем форму эпоксидной смолой с добавлением красителя до уровня чуть ниже “полки” на кронштейне и ожидаем 12 часов пока смола полимеризуется. После окончательного застывания смолы отливку извлекаем и обтачиваем с помощью напильника и наждачной бумаги (см. рис.7). Пластилин аккуратно удаляем из отверстий.

 

 

Рис. 7.

 

Далее переходим к изготовлению “спиц”. Для этого на каждом куске трубы подравниваем торец с одной стороны так, чтобы труба легко, но плотно вставлялась в крестовину. С другой стороны на каждом куске трубы с помощью круглого напильника делаем углубление глубиной примерно 8мм (см. рис. 8).

 

 

 

 

 

Рис. 8.

 

Далее приступаем к изготовлению петлевого датчика. Для этого нам потребуется около 60 метров многожильного электротехнического провода с площадью сечения проводника 0,75 кв.мм. Вставляем “спицы” в крестовину , закрепляем за одну из них конец провода с помощью изоленты и наматываем 11 витков (см. рис. 9).

 

 

Рис. 9.

 

После этого, не снимая катушку с каркаса, обматываем ее изолентой в два слоя. “Спицы” также можно обмотать изолентой, либо поместить их в термоусадочную трубку. Оставшиеся концы провода свиваем вместе и укорачиваем до длины 1,5м. Подпаиваем разъем согласно рис. 10. Не забываем запаять на разъеме перемычку, чтобы прибор правильно определял датчик как глубинный.

 

 

 

Рис. 10.

 

Теперь датчик готов к работе. Справочные параметры обмотки датчика составляют:

омическое сопротивление – не более 1.5Ом,

индуктивность - 565мкГн

Индуктивность была измерена непосредственно электронным блоком металлоискателя Кощей-5ИМ (подробнее об этой возможности – в отдельной статье )

На рис.11 изображен датчик в собранном виде, на рис. 12 – в разобранном. Подключаем датчик к металлоискателю Кощею-5И или Кощей-5ИМ и убеждаемся, что прибор его распознает правильно – активируются профили 2.х, которые закреплены за глубинными датчиками. В каких-либо дополнительных настройках прибор не нуждается (эти профили уже настроены под подобный датчик). 

 

 

 

Рис. 11.

 

 

 

 

Рис. 12.

 

 

По результатам полевых испытаний (см. рис. 13) наши ожидания вполне оправдались. В качестве штанги использовалась стандартная двухсекционная телескопическая штанга промышленного изготовления с цанговым сочленением. Аналогичная штанга может быть изготовлена из телескопического удилища. Использовано стандартное крепление электронного блока на рукоятке и аккумуляторный отсек на конце штанги в качестве противовеса датчика.

 

 

Рис.13.

 

 

По глубине были получены следующие данные (при использовании профиля 2.2):

каска –  1,4-1,5м,

саперная лопатка – 1,1 -1,2м,

автомобиль – более 3 м.

 

Испытания проводились по воздуху, но, учитывая свойства импульсных металлоискателей, можно прогнозировать, что и в грунте показания будут отличаться не сильно.

В ближайшую Вахту Памяти нашими приборами будет оснащен один из поисковых отрядов, занимающийся поиском и перезахоронением советских бойцов на местах боев Великой Отечественной войны. Оттуда мы надеемся получить фоторепортаж о реальных поисках. Ранее подобный репортаж был уже опубликован на нашем сайте по результатам использования прибора Кощей-4ИГ.